Обращение психолога к школьникам и родителям!

Уважаемые родители!
 
К сожалению, в мире продолжается распространение коронавирусной инфекции. Многие родители приняли решение оставить детей на домашнем режиме и дистанционном обучении. В этой ситуации непредсказуемости, мы теряем привычные опоры и устойчивость...
 
Если вам или вашему ребенку нужна психологическая помощь, свяжитесь со мной по:
тел.8-996-970-76-07
и мы договоримся о проведении online консультации.
 
Берегите себя и детей!
Педагог-психолог: Колесникова Светлана Алексеевна

Советы психолога! Школьникам и родителям о дистанционных образовательных технологиях!

Коронавирус, карантин, самоизоляция, дистанционное обучение в школе - эти, еще некоторое время назад, малознакомые слова неожиданно вошли в нашу жизнь, резко изменили ее привычный ход и вызвали много тревожных переживаний.

 

Тревоги много у всех - и у учеников, и у родителей, и у педагогов.

Тревоги много обо всем - как защитить себя и близких от заражения, как прожить месяц, не выходя из дома, как освоить школьную программу, завершить учебный год, как сдавать выпускные экзамены?!

Тревоги много - просто потому что никто из нас ни разу не оказывался в такой ситуации и не очень хорошо понимает, что делать.

V На ум приходит одно прекрасное решение - находиться дома и учиться дистанционно.

Но тогда возникает сильное беспокойство, а как это - учиться дистанционно?! 

Дорогие ученики и родители, для организации дистанционного обучения, всем выданы домашние задания, разработаны электронные учебные материалы (ссылки на образовательные порталы представлены на сайте школы), у каждого есть комплект учебников, учителя всегда на связи и готовы ответить на все ваши вопросы.

Теперь дело за вами! Необходимо начать всеми этими ресурсами пользоваться.

А начинать всегда сложно и тревожно. Именно поэтому предлагаю несколько рекомендаций по самоорганизации детей (и родителей) в режиме дистанционного обучения.

Что это?
Дистанционное обучение - это, в первую очередь, обучение, а не средство спасения от безделья и скуки. Соответственно, в режиме дня необходимо выделить специальное время для учебы. Лучше, если это будет обычное школьное время (первая половина дня, пропорционально возрасту, учебной нагрузке, количеству домашних заданий). Представьте, что вы пошли в школу, просто «школа» в данном случае оказалась в вашей квартире, в вашей комнате, за вашим рабочим столом. Режим дня не только поможет в организации учебы, но позволит освободить время для отдыха и развлечений.

Процесс!
Обратите внимание на техническое обеспечение образовательного процесса. Проверьте, как работают предложенные вам обучающие электронные площадки, достаточно ли ресурсов вашей техники для их использования. Кстати, это хороший способ проверить свои навыки работы в интернете (т.к. ваши навыки игры и общения в соцсетях могут не совпадать с ваши навыками работы в интернете). Если у вас что-то не получается- обратитесь за технической поддержкой к родителям или другим взрослым.

Помощник!
Если у вас не получается решить какие–либо технические вопросы, не можете воспользоваться каким-то ресурсом, посмотреть видеоурок или презентацию - не отчаивайтесь! У вас всегда под рукой есть верный помощник – учебник. Там все написано - читайте параграф, делайте конспекты, таблицы, схемы, формулируйте непонятные вопросы, задавайте их вашему верному помощнику Google (вы же всегда им пользуетесь в любой бытовой ситуации), приглашайте к сотрудничеству родителей.

Связь!
Помните, что ваши учителя всегда готовы дистанционно прийти на помощь. Узнайте заранее, в какое время и как вы можете связаться с учителем, задать ему вопрос, получить разъяснения.

Форма!
И, наконец, не забывайте, что результат дистанционного обучения напрямую зависит от вашей способности к самоорганизации. Впереди у вас не месяц каникул, а месяц обучения, просто в необычной форме.

На старте чего-то нового всегда волнительно и тревожно. И есть один способ справиться с этим состоянием – начать.

Дорогие друзья, смело действуйте - учитесь в новом, интересном и современном формате!

 И, конечно, берегите себя и будьте здоровы! 

Как мотивировать ребенка учиться в период самоизоляции?

  • Переход к дистанционному обучению в условиях, когда дети не посещают образовательные организации и находятся дома, вновь ставит перед родителями вопрос о том, как мотивировать ребенка к учебной деятельности?
  • Успешность в учебе - это сумма двух слагаемых, высокой самооценки ребенка («...я могу учиться, у меня все получится») и сформированной в детстве ценности труда (учеба - это труд, к этому необходимо быть психологически готовым). Оба эти фактора формируются в семье в возрасте до 5-7 лет.
  • Требование от ребенка – ученика ответственности и успешности в учебе, если у него не сформированы основы ответственного поведения в дошкольном возрасте вряд ли будет результативны, поэтому родителям надо помочь осознать условия и механизмы формирования мотивации к учебной деятельности.
  • Вместе с тем, ситуация с мотивацией к учебной деятельности редко, когда бывает «безнадежной», но родителям в этом случае придется приложить систематические усилия для того, чтобы понять причины трудностей ребенка в учебе и найти пути решения этой проблемы.

Итак, что необходимо сделать родителям, чтобы ребенок был успешным в учебе?

V Урегулировать школьную нагрузку. Важно, чтобы учеба не была для ребенка непосильной, чтобы учебные нагрузки не были для него чрезмерными.

V Урегулировать нагрузку в принципе. Если ребенок занимается ещё какими-нибудь развивающими занятиями каждый день он, вероятно, слишком устает, чтоб сохранять желание включаться в учебный процесс. Наличие занятий по интересам важно, но, опять же, чтоб у ребенка оставались силы для учебной деятельности.

V Важный пункт, влияющий на наличие желания учиться – эмоциональное благополучие. Родителям стоит сделать все возможное, чтобы минимизировать в жизни ребенка возможные стрессовые факторы, которые будут отвлекать его от учебы - эмоциональное неблагополучие в семье, неконструктивные конфликты в семье и пр.

Отношение ребенка к учебе:

! Не надо запугивать ребенка, программировать его на неудачи, сравнивать с другими детьми и требовать от него слишком многого (например, получать только пятерки), не надо платить за успехи в учебе деньги.

! Вообще родителям полезно помнить, что учеба и оценки – это не главное в жизни ребенка (здоровье и безопасность, например, гораздо важней,) и в отношениях с ним. Более того, хорошие оценки в школе и жизненный успех во взрослом возрасте - это не синонимы, первое не всегда является гарантией второго.

Важно, чтобы ваше (родителей) взаимодействие с ребенком по поводу его учебы было позитивно окрашенным:

V Поддерживайте интересы ребенка. Важно, чтоб он чувствовал себя успешным и имел возможность заниматься тем, что нравится.

V Интересуйтесь больше пройденным материалом; тем, что узнал ребенок, чем оценками.

V Поддерживайте успех ребенка, а также его усилия в процессе обучения, выполнения заданий.

V Демонстрируйте личным примером интерес к чтению, к знаниям, к образованию, чтоб у ребенка формировались интеллектуальные (познавательны) ценности.

V Важно также лояльно отзываться о школьной жизни, в том числе не связанной с учебой, деятельности педагогов и системе образования в целом. Показывая свое отношение к процессу обучения, мы формируем позитивное отношение к учителю и учебному процессу у ребенка.

А если позитивные отношения с педагогом сформированы (как у ребенка, так и у родителя), легче будет проходить и форсированный ввиду сегодняшней ситуации с коронавирусом переход на дистанционное обучение.

В случае наличия у ребенка трудностей в учебе по одному или нескольким предметам, важно понять, что именно представляет для ребенка трудность, уметь терпеливо и доброжелательно общаться с ним на эту тему, а не просто ругать за плохие оценки. Любая мотивация, в том числе, к учебе, возникает и удерживается к деятельности, которая эмоционально окрашена /личностно значима, в зависимости от возраста ребенка.

Для младшего школьника:

V Речь идет скорее про эмоционально окрашенную деятельность, т. е. игровую (читайте вместе по ролям, придумывайте шуточные задачи и игровые условия выполнения заданий). 

V Вместе с тем, ребенок должен получить опыт систематической учебной деятельности, как посильного для его возраста и необходимого труда, и без поддержки терпения родителя, значительных затрат времени с его стороны здесь не обойтись.

Это те необходимые вложения в потенциал успешной учебы ребенка со стороны родителя, которые потом окупятся сторицей.

Для школьника 5-9 классов:

V Важно приобретать положительный эмоциональный опыт, связанный с учебным материалом (посмотрите, например, вместе с ним исторический фильм, сходите в ботанический сад, планетарий и т п.). Ищите возможность сделать для ребенка интересными и практически значимыми получаемые в школе знания.