Коронавирус, карантин, самоизоляция, дистанционное обучение в школе - эти, еще некоторое время назад, малознакомые слова неожиданно вошли в нашу жизнь, резко изменили ее привычный ход и вызвали много тревожных переживаний.
Тревоги много у всех - и у учеников, и у родителей, и у педагогов.
Тревоги много обо всем - как защитить себя и близких от заражения, как прожить месяц, не выходя из дома, как освоить школьную программу, завершить учебный год, как сдавать выпускные экзамены?!
Тревоги много - просто потому что никто из нас ни разу не оказывался в такой ситуации и не очень хорошо понимает, что делать.
V На ум приходит одно прекрасное решение - находиться дома и учиться дистанционно.
Но тогда возникает сильное беспокойство, а как это - учиться дистанционно?!
Дорогие ученики и родители, для организации дистанционного обучения, всем выданы домашние задания, разработаны электронные учебные материалы (ссылки на образовательные порталы представлены на сайте школы), у каждого есть комплект учебников, учителя всегда на связи и готовы ответить на все ваши вопросы.
Теперь дело за вами! Необходимо начать всеми этими ресурсами пользоваться.
А начинать всегда сложно и тревожно. Именно поэтому предлагаю несколько рекомендаций по самоорганизации детей (и родителей) в режиме дистанционного обучения.
На старте чего-то нового всегда волнительно и тревожно. И есть один способ справиться с этим состоянием – начать.
Дорогие друзья, смело действуйте - учитесь в новом, интересном и современном формате!
И, конечно, берегите себя и будьте здоровы!
- Переход к дистанционному обучению в условиях, когда дети не посещают образовательные организации и находятся дома, вновь ставит перед родителями вопрос о том, как мотивировать ребенка к учебной деятельности?
- Успешность в учебе - это сумма двух слагаемых, высокой самооценки ребенка («...я могу учиться, у меня все получится») и сформированной в детстве ценности труда (учеба - это труд, к этому необходимо быть психологически готовым). Оба эти фактора формируются в семье в возрасте до 5-7 лет.
- Требование от ребенка – ученика ответственности и успешности в учебе, если у него не сформированы основы ответственного поведения в дошкольном возрасте вряд ли будет результативны, поэтому родителям надо помочь осознать условия и механизмы формирования мотивации к учебной деятельности.
- Вместе с тем, ситуация с мотивацией к учебной деятельности редко, когда бывает «безнадежной», но родителям в этом случае придется приложить систематические усилия для того, чтобы понять причины трудностей ребенка в учебе и найти пути решения этой проблемы.
Итак, что необходимо сделать родителям, чтобы ребенок был успешным в учебе?
V Урегулировать школьную нагрузку. Важно, чтобы учеба не была для ребенка непосильной, чтобы учебные нагрузки не были для него чрезмерными.
V Урегулировать нагрузку в принципе. Если ребенок занимается ещё какими-нибудь развивающими занятиями каждый день он, вероятно, слишком устает, чтоб сохранять желание включаться в учебный процесс. Наличие занятий по интересам важно, но, опять же, чтоб у ребенка оставались силы для учебной деятельности.
V Важный пункт, влияющий на наличие желания учиться – эмоциональное благополучие. Родителям стоит сделать все возможное, чтобы минимизировать в жизни ребенка возможные стрессовые факторы, которые будут отвлекать его от учебы - эмоциональное неблагополучие в семье, неконструктивные конфликты в семье и пр.
Отношение ребенка к учебе:
! Не надо запугивать ребенка, программировать его на неудачи, сравнивать с другими детьми и требовать от него слишком многого (например, получать только пятерки), не надо платить за успехи в учебе деньги.
! Вообще родителям полезно помнить, что учеба и оценки – это не главное в жизни ребенка (здоровье и безопасность, например, гораздо важней,) и в отношениях с ним. Более того, хорошие оценки в школе и жизненный успех во взрослом возрасте - это не синонимы, первое не всегда является гарантией второго.
Важно, чтобы ваше (родителей) взаимодействие с ребенком по поводу его учебы было позитивно окрашенным:
V Поддерживайте интересы ребенка. Важно, чтоб он чувствовал себя успешным и имел возможность заниматься тем, что нравится.
V Интересуйтесь больше пройденным материалом; тем, что узнал ребенок, чем оценками.
V Поддерживайте успех ребенка, а также его усилия в процессе обучения, выполнения заданий.
V Демонстрируйте личным примером интерес к чтению, к знаниям, к образованию, чтоб у ребенка формировались интеллектуальные (познавательны) ценности.
V Важно также лояльно отзываться о школьной жизни, в том числе не связанной с учебой, деятельности педагогов и системе образования в целом. Показывая свое отношение к процессу обучения, мы формируем позитивное отношение к учителю и учебному процессу у ребенка.
А если позитивные отношения с педагогом сформированы (как у ребенка, так и у родителя), легче будет проходить и форсированный ввиду сегодняшней ситуации с коронавирусом переход на дистанционное обучение.
В случае наличия у ребенка трудностей в учебе по одному или нескольким предметам, важно понять, что именно представляет для ребенка трудность, уметь терпеливо и доброжелательно общаться с ним на эту тему, а не просто ругать за плохие оценки. Любая мотивация, в том числе, к учебе, возникает и удерживается к деятельности, которая эмоционально окрашена /личностно значима, в зависимости от возраста ребенка.
Для младшего школьника:
V Речь идет скорее про эмоционально окрашенную деятельность, т. е. игровую (читайте вместе по ролям, придумывайте шуточные задачи и игровые условия выполнения заданий).
V Вместе с тем, ребенок должен получить опыт систематической учебной деятельности, как посильного для его возраста и необходимого труда, и без поддержки терпения родителя, значительных затрат времени с его стороны здесь не обойтись.
Это те необходимые вложения в потенциал успешной учебы ребенка со стороны родителя, которые потом окупятся сторицей.
Для школьника 5-9 классов:
V Важно приобретать положительный эмоциональный опыт, связанный с учебным материалом (посмотрите, например, вместе с ним исторический фильм, сходите в ботанический сад, планетарий и т п.). Ищите возможность сделать для ребенка интересными и практически значимыми получаемые в школе знания.